Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIIIв.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна­ния. Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Философия». Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. 4.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии). 1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIIIв.

1. Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной является материя. В материализме выделяется особое направление — вульгар­ный материализм. В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»). ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов. Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Шпоры: Ответы по философии (для поступления в аспирантуру БГТУ, или БИТМ)

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно име­нуемые «Даодэцзин». Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Как вести себя в обществе? Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Его основателя­ми были Шан Ян (390 — 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 — 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом? В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

2. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2.Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты — космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности. В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания. 4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру.

4. Средневековая теологическая философия (в отличие от ан­тичной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. 1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Также интересно: