Исихазм — суть Православия

В настоящее время просматривается все больший рост интереса к исихазму. Вот это распинание себя миру и есть монашество, в котором наиполнейшим образом сохранилась аскетическая сущность христианской религии. К исихазму в начале XX века апеллировали имяславцы и имяборцы. Идеи исихазма прослеживаются и в других культурах и традициях. Исторически исихазм появился в Византии. Говоря об исихазме, мы говорим о молитве Иисусовой.

Почему при наличии огромного количества литературы, до сих пор само понятие исихазма остаётся неясным и даже противоречивым? К феномену исихазма возможны два подхода. Согласно им «исихазм» можно толковать как учение об исихии как конечной цели и результате непрестанной молитвы именем Господа Иисуса Христа.

Главным и единственным содержанием исихазма является всецелое личное соединение с Богочеловеком Иисусом Христом через Православную Церковь. К достижению исихии призваны все православные христиане — и монахи и миряне. Поэтому исихазм нельзя рассматривать как часть Православия.

Исихазм — суть Православия

Исихазм есть аскетическая практика или молитва, это православная духовность как таковая. Общим местом для всех светско-гуманитарных концепций «исихазма» является то, что в целом он рассматривается как имманентно историческое человеческое образование.

Святые Апостолы — это первые боголюди по благодати… Каждый из них — это повторенный Христос; и даже более — продолженный Христос. Если исходить из этих принципов, то станет понятным, что исихазм исконно присущ Православию. Это подтверждается тем, что все содержание учения об исихии во всех его существенных моментах изложено в Новом Завете и других книгах Священного Писания. Молитва Именем Христовым есть сама молитва, молитва в предельно совершенном и адекватном воплощении ее сущности и смысла.

Братья и сестры, если вам нравится наш сайт, то вы можете поддержать его развитие на странице пожертвований, мы остро нуждаемся в вашей финансовой поддержке для оплаты штата сотрудников. Основа учения о исихазме, зиждется на добродетели смирения, трезвении и на непристанном призывание имени Господа Иисуса Христа.

Владыка Марк сказал сейчас, что докладчики вас научат чему-то новому, но я думаю, что докладчики и сами могут многому здесь поучиться. Ибо мудрость есть знание вещей Божественных и человеческих. Праведность же образует гармоническое согласие различных частей души, а святость состоит в должном Богопочитании».

Мир всегда, в большей или меньшей степени, исходя от внутреннего состояния людей, предлагает иные ценности и взгляды, иную мудрость, чем мудрость и образ заповедей Христа. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией , то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Исихастская традиция вырастает на основе монашеской духовности, которая уходит корнями в апостольскую и мученическую духовность первохристианской общины». Провозглашенное об этом Евангельское слово можно понимать так: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, в трех Лицах и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах» (см.: Ин. 17; 3)».

Беспечность же и ревность к возрастанию во Христе показывают, младенец ли кто или совершеннолетний теперь и в будущем веке», – поясняет тот же святой. По слову апостола Павла: «…как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15; 22–23).

Этот процесс добровольного подчинения и послушания возлюблен исихастом, в нем происходит очищение от ветхого человека. Вот как наставляет прп. Григорий Синаит: «Действие Духа, Которого мы получили в Крещении, приобретается двумя способами. Устав монастыря, составленный по большому любомудрию, был общежительный, но духовное назидание и монашеское делание – пустынническое.

Традиция исихазма и ее значение для современного монашества

Такое устроение святых обителей принесло прекрасные плоды в виде многовековых монашеских братств с крепкими духовными устоями, в среде которых выросло немало святых. И далее: «Чтобы исполнить Волю Бога, нужно знать ее». И предупредительно советует: «С самого вступления в монастырь необходимо научиться правильной молитве, чтобы преуспеть в ней и посредством ея изработать свое спасение».

В то же время на Западе ИСИХАЗМ рассматривается как одно из различий между православием и католицизмом.

Приняв Бога в свой дом, я чувствую Его внутри себя, переживаю опытно мистическую жизнь, которая есть ежедневная смерть». Уместно будет сказать, что в нескольких древнегрузинских текстах житий святых подвижников монашеский подвиг называется мученичеством, бескровно возводящим в Царствие Небесное. Завершая свой доклад, хочу напомнить несколько слов из беседы архимандрита Софрония (Сахарова) со своими духовными чадами, с монахами и монахинями, об организации жизни в обителях.

Вот почему я предложил братьям два раза в сутки по два часа этой молитвы… Так, хотя внешне и установлено предложенное мною правило – два часа умной молитвы, – я не ждал совершенного его исполнения. Однако надеюсь, что постепенно все вы, мои братья и сестры, достигнете действительно той совершенной меры, возможной для человека.

Владыка, говорят, что в наше время нет наставников. Начиная доклад, я, в ответ на слова владыки Марка, сказал, что и те, кто здесь выступает, тоже учатся. Я имел радость общаться с отцом Иоанном (Крестьянкиным): несколько лет я общался с ним в письмах.

Смысл ИСИХАЗМА заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце».

Всем рот закрыть, и не смей пикнуть, и не думай ни о чём? К Православию, во всяком случае, такое «безмолвие» не имеет ни малейшего отношения. Молва» в церковнославянском тексте Св. Писания означает совершенно не то, что в современном русском языке – как хорошо известно всем тем, кто внимательно его читает и слушает.

Вот о каком безмолвии идет речь. Неудивительно, что оно способствует непрестанной молитве, о которой вслед за ап. Павлом (1Сол.5:17) нам снова и снова напоминают христианские авторы. Исихастами» называли монахов, которые особенно в ней преуспели. Такая молитва, как и безмолвие, нужна всем, но ее форма и мера, как и мера безмолвия, будет у каждого своя, в зависимости от образа жизни и личных особенностей.

Живущие аскетической жизнью сподобляются и воссоединяются со Христом в Таинствах». Человек должен стать более аскетичным в еде, одежде и т.д. И лишь сравнительно недавно, уже в XX веке, русская наука и русская традиция перешли на универсальную терминологию и — стали говорить об исихазме.

Также интересно: