Авианесущий крейсер

11 августа1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». Тем не менее, в 1972 году на крейсере «Москва» проводились успешные экспериментальные полёты самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Як-38М. Поэтому с авианесущими крейсерами не следует путать современные крейсера (типов «Киров», «Слава», «Тикондерога»), которые в качестве штатного вооружения несут 1—3 вертолёта. Первоначально эти корабли были вооружены ЗРК «Си Дарт» средней дальности, что по классификации НАТО 1970-х годов являлось признаком ракетного крейсера.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 8 декабря2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка».

Было намечено заменить на крейсере морально устаревшее радиоэлектронное оборудование, системы оружия, и, видимо, силовую установку, вызывающую массу нареканий у военных моряков. И. В. Сталин воспользовался открывшейся возможностью, и в 1930-х годах началась разработка двух авианосцев. Тем не менее, быстро восстановившись после войны, СССР ещё в конце 1940-х годов начал проектирование новых типов авианосцев.

Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции

1 ноября1989 года впервые в СССР на палубу ТАВКР «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель КБ СухогоВ. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель КБ МикоянаТ. Также в этот день совершил первую посадку на палубу учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ (лётчик-испытатель КБ Сухого Игорь Вотинцев и лётчик-испытатель ЛИИАлександр Крутов).

В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу.

В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. В апреле 2011 года издание «НВО» сообщило, что на корабле решено в 2012 году начать полномасштабную модернизацию, которая должна осуществляться на верфи судостроительного предприятия «Севмаш». В сентябре 2013 года «НВО» назвало новую предположительную дату начала модернизации: первая половина 2014 года. Согласно контракту, определено в период с 2013 по 2015 годы построить и поставить Военно-Морскому Флоту России 20 самолетов МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ взамен Су-33 и Су-25УТГ.

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта — дважды). Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении. 19 октября1995 года произошла авария вертолёта Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолёт был опрокинут сильным боковым ветром.

Крейсеры типа «Москва» не были настоящими авианосцами, поскольку их авиагруппа состояла только из вертолётов. Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода1 сентября1982 года. Это был авианосец с водоизмещением 40 000 т и обычной силовой установкой, авиагруппа которого состояла из 20 вертолётов и 12 самолётов вертикального взлёта и посадки.

Также интересно: